Проекты - Общественное движение «Чистая Россия»

Перейти к контенту

Главное меню:

Проекты

Программа  "Чистая Россия 2009-2021 гг."
Инициаторы - спортивная общественность Санкт-Петербурга и Общественное движение, Автономная некоммерческая организация "Агентство инноваций среды обитания человека", Санкт-Петербург.





2015 год.  Первые итоги, опыт развития


Скачать:





Сложившаяся в России ситуация в области использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью будущих поколений страны.
Масштабность и многоплановость проблемы исключает локальное или фрагментарное ее решение и требует комплексного подхода. Ежегодно население страны сокращается на 600 тысяч человек, преимущественно славянского происхождения.
Одним из возможных высокотехнологических путей решения по сложившимся проблемам в сфере обращения с отходами производства и потребления является: создание региональных центров оценки диспетчеризации сбора, логистики и использования или обезвреживания жидких (и переводимых в жидкую фазу) загрязнений путем использования схем синтеза и закачки продуктов переработки в глубокие подземные горизонты (подземные полигоны).
Предлагается:
Организация информационно-аналитического и коммуникативного административного процессов для идентификации формирующихся и уже хранящихся химикатов (в том числе для рециклинга пока не имеющих статуса токсических отходов) и сепарационного технологического сбора, уменьшения объема и класса опасности токсических отходов в регионах, увязанных функциональной службой надзоров и единой экосистемой (региональные отделения Росприроднадзора, Природоохранной прокуратуры и т.д.), логистическим решением (например: Волго-Балтийский (в первую очередь железнодорожный) маршрут). При экспертно-информационном аналитическом обеспечении координационного центра программы "Чистая Россия" (Санкт-Петербург, Общественная некоммерческая организация "Агентство инноваций среды обитания человека" и Санкт-Петербургский Национальный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта и другие компетентные участники экооборота, аналогично и в связке с ЦЛАТИ).
В качестве региональных центров, кроме скважин, можно задействовать аттестованные "очистные накопители", например, полигоны предприятий химволокон (РязаньХимволокно), Кингисепский "Фосфорит" и т.д. Что позволит разгрузить действующие полигоны (Красный Бор) ещё до размещения на хранение и/или сформировать технологически связанную цепочку (де-юре) с транспортировкой до места последующей переработки и закачки продуктов переработки.
Эта схема позволяет:
- доставить к полигонам сбора (предварительно сформировав на предприятии - генераторе и/или существующих (организуемых) промежуточных полигонах) токсические химпродукты (отходы) от более мелких структур через лицензируемые организации.
- сформировать промкооперативные мощности утилизации отходов без необходимости полномасштабного строительства новых, сконцентрировавшись на техперевооружении и автоматизации;
- адаптировать на хозрасчётно-бюджетной основе частно-государственное партнёрство, упростив бюрократически медлительно-коррупционную составляющую в формирова-нии себестоимости аттестованной утилизации, противопоста-
вив экономику материальной ответственности за природоохранные правонарушения;
- разгрузить действующие полигоны, инвентаризовать пригодные;
- мотивировать к легализации и рециклингу существующие и/или формирующиеся токсические отходы продуктов в регионах.
- сформировать единый интернет-ресурснотехно-логический-реестр, бизнес-архив, хранящихся и формирующихся продуктов рециклинга с целью снижения объемов формирования собственно отходов (изменение статуса продукта)
Цепь формируемых региональных сепарационных диспетчерских центров, объединённых в единую технологическую информационно-надзорную сеть на базе существующих простаивающих очистных сооружений предприятий, локальная переработка отходов и, к примеру, использование полигонов со скважинами - возможный путь к малобюджетному поступательному движению с экономической составляющей в логистически, технологически, юридически, увязанной цепочке, "накрывающей" основную массу "генераторов" токсичных отходов, формирующих @интернет-биржу рециклинга, как
более прозрачную мотивационную среду из оборота токсических продуктов и как невостребованный остаток смешанных или монотоксических отходов.

СПОРТИВНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ:

- использование университетско-административной базы и университетской коммуникативной сети для обобщения и развития сотрудничества научно-инновационных субъектов хозяйственного оборота возможно для формирования внебюджетной составляющей финансирования данной и сопутствующих программ. Целесообразно использование данного ресурса через юридически закрепленную переориентацию финансовых потоков от платежей за утилизацию промышленных отходов производства как реально существующего, но требующего легализации частично "серого", частного бизнеса в стране для нужд спорта, оздоровления и образования, персонифицируя и согласуя интересы спорта, населения и "генерации" отходов конкретных регионов или проектов (например Сахалин-2, Сахалин-энерджи)
Ориентация на льготы для спортивных проектов или выделение дополнительного бюджетного финансирования может быть дополнена и оптимизирована сформирован-ными или реально существующими источниками для наполнения спортивно-эколого-образовательных бюджетов. Например: содержание и эксплуатация существующих, достройка начатых спортивных объектов, находящихся на балансе предприятий могла бы быть увязана с частью экологических платежей помимо собственно затрат на экологические мероприятия.
Крупные и средние предприятия регионов в рамках округов могли бы быть закреплены за видами спорта, на которые традиционно ориентированы. А так же экологическая программа и ее инновационная составляющая как источник прибыли может являться, в том числе, и адресным заинтересованным стимулом для конкретного вида спорта. Мотивация таких руководителей будет увязана и с реализацией экологической составляющей и спортивно-рекламной, персонифицируя результаты, где олимпийские чемпионы с радостью поделятся моральной составляющей своей медали с потратившим на экологическое предприятие сотрудником свой час или рубль. Возможность ответить на вопрос: "Чем вы занимаетесь?", вместо: "Утилизируем отходы или производим такой-то товар",ответить: "Мы делаем мир чище и помогаем выиграть олимпийские медали нашей стране!". Это дополнительная морально и PR составляющая для любого сотрудника из бизнес-цепочки, а спорт - это то же уже бизнес.
Правовую, техническую и социальную составляющую у вязкиэкологически-регионального-спортивного направления можно реализовывать при наличии политической воли и через существующую конструкцию НГУ физической культуры, спорта и ЗДОРОВЬЯ им. П.Ф. Лесгафта и автономные некоммерческие организации, как связующее звено с существующими коммерческими структурами.
В качестве конкретных предложений можно для начала использовать реально существующие бизнес модули для реализации в спортивно-экологических проектах под эгидой любой существующей или формирующейся олимпийской программы.
Конечная цель - популяризация спортивного олимпийского движения в связке со средой обитания человека, мотивация бизнеса и населения, реальная материальная хозрасчетная поддержка спорта и экологии, образования - в формировании практики, философии здорового образа жизни у населения.

Из предложения по включению в проект "Чистая Россия" мероприятий по обеспечению экологической безопасности рационального природо-пользования:
"Проект "Чистая Россия" является, безусловно, перспективным, особенно в условиях нынешнего кризиса.
Мировой опыт и результаты исследований подтверждают вывод, что технологии глубинной изоляции отходов являются прогрессивными и природоохранными. Безопасность глубинного захоронения жидких отходов и промстоков подтверждена более чем 40-летним опытом, наблюдениями и специальными исследованиями…"

Ответственный секретарь НТС Росприроднадзора В.В.Романов

"Непредвзятое, внимательное изучение отечественного и зарубежного опыта по захоронению жидких отходов, не имеющих санитарно-надежных и экономически приемлемых методов очистки, показывает экономичность и надежность обез-вреживания промстоков различных промышленных предприятий путем закачки в подземные горизонты и обеспечивает их развитие без ущерба для поверхностных водоемов."

Веретенников Ю.Н. ФГУП "ГНЦ "НИОПИК" г.Москва

Из решения международного научно-технического семинара "Опыт эксплуатации полигонов глубинной изоляции (захоронения) промышленных стоков и жидких радиоактивных отходов",
www.niiar.ru
:
Считать, что выполненные геологические, гидрогеологические и экологические исследования и многолетний опыт эксплуатации полигонов подземной изоляции (захоронения) жидких радиоактивных отходов и токсичных промышленных стоков подтверждают безопасность данной технологии для окружающей среды."

2. Переработка трансформаторов и конденсаторов, содержащих совтол (полихлориды бифенила).


22 мая 2002 г. Россия в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке подписала «Стокгольмскую конвенцию о стойких ядовитых веществах» (Конвенция о СОЗ) согласно которой она обязуется принять меры по ликвидации производств и прекращению использования ряда химических хлорсодержащих соединений, в том числе полихлорированных бифенилов (ПХБ). Одновременно Россия обязуется принять меры в отношении уменьшения непреднамеренного образования и выбросов диоксинов и фуранов.
Проблема выполнения этой конвенции для России заключается в том, что в настоящее время в энергосистемах топливно-энергетического комплекса, предприятий химической и нефтехимической промышленности, черной и цветной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности, машиностроения и др. находится приблизительно 30 тыс. трансформаторов и около 240 тыс. конденсаторов, в которых в качестве диэлектрика используется ПХБ.
По данным инвентаризации, проведенной в 1999-2000 гг., общий объем ПХБ, находящихся в электротехническом оборудовании, оценивается в 30 тыс. тонн. Замена ПХБ на экологически безопасный диэлектрик (по мере выработки ресурсов трансформаторов и конденсаторов), по обязательства РАО "ЕЭС России", должна происходить в период до 2025 года, а завершение ликвидации ПХБ потребует еще три года. Эти сроки полностью соответствуют срокам, предусмотренным Конвенцией.
В практическом плане проблема ПХБ для нашей страны заключается в необходимости решения четырех основных задач:
1. освоение выпуска диэлектрика, альтернативного ПХБ;
2. очистка трансформаторов от ПХБ;
3. уничтожение ПХБ, извлеченных из трансформаторов;
4. уничтожение конденсаторов с ПХБ.
Частичное решение этой проблемы возможно на различных установках по термическому уничтожению ПХБ содержащих жидкостей. В частности, по проекту «NEFCO PCB Fast Track Project» Скандинавского Экологического Фонда НЕФКО (Северная экологическая финансовая корпорация NEFCO – учрежденная Данией, Исландией, Норвегией, Швецией и Финляндией) в 2001 году предполагается термическое уничтожение 250 т. ПХБ в год из трансформаторов в Северо-Западном регионе России.
Однако при реализации проекта НЕФКО по уничтожению ПХБ выбросы с одной установки вредных веществ в атмосферу (бензапирен, толуол, ксилол, диоксидины и др.) в обычном рабочем (безаварийном) режиме только через технологические и вентиляционные выбросы составляют 6 т/год.

Мы предлагаем реальную альтернативу
,
основанную на специальной технологии промышленного комплекса по утилизации опасных химических веществ ЗАО "СТРОЙХИММАТЕРИАЛЫ", построенного и приятого Государственной комиссией в г. Заволжске Ивановской области в 1993 году, имеющего лицензию на этот вид деятельности и большой опыт утилизации вредных веществ.

Помимо предложенного проекта очистки трансформаторов с последующим захоронением совтола, Заволжский химический завод может производить переработку других жидких промышленных отходов сложного состава, а так же готов рассмотреть возможности по использованию своих площадей под реализацию актуальных производств с полным комплексным решением экологических проблем, полным обеспечением энергоресурсами, кадрами и инфраструктурой.

3.Помощь химическим предприятиям в решении проблем с утилизацией жидких отходов
путем переноса некоторых стадий производства, при которых образуются вредные вещества, на площадку Экопарка Заволжского химического завода, где проблемы утилизации жидких отходов решены.

Информация о подземном захоронении жидких химических отходов:
Захоронение токсичных отходов различного происхождения в глубоких геологических горизонтах широко применяется в мировой практике для предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.
В США эксплуатируются 570 нагнетательных скважин для удаления («инжекции» в западной терминологии) жидких токсичных промстоков, имеются такие установки в странах Европы и Азии, в Австралии, эта технология широко используется при нефтедобыче на морских буровых платформах на Аляске, других месторождениях.
Опыт удаления отходов («глубинного захоронения», «инжекции», «размещения», «утилизации») был обобщен на международном семинаре в США (Национальная лаборатория в Беркли) в 2003г. Участники этого семинара привели результаты исследований подтверждающие вывод, что технологии глубинной изоляции отходов являются прогрессивными и природоохранными. Безопасность глубинного захоронения жидких отходов и промстоков подтверждена более чем 40-летним опытом, наблюдениями и специальными исследованиями, результатами прогнозных расчетов и математического моделирования.
Для обеспечения очистки образующихся жидких загрязнений в СССР в 1980-х г.г. разработан способ обезвреживания жидких отходов путем нейтрализации и закачки их в глубокие, надежно изолированные подземные горизонты, так как жидкие отходы невозможно обезвредить обычными методами - стоки не поддаются биохимическому разложе­нию, сорбции, экстракции и т.д.
В настоящее время в Российской Федерации имеется 17 глубоких хранилищ (полигонов захоронения), в том числе 3 для удаления жидких радиоактивных отходов. Само захоронение промстоков и жидких радиоактивных отходов осуществляется в соответствии с Законом «О недрах» и соответствующими лицензиями на вид деятельности и право пользование недрам.
Легитимность глубинного захоронения высокоактивных жидких радиоактивных отходов в ФГУП СХК подтверждена решением высших судебных органов .
Имеются перспективы расширения применения этой технологии, чему во многом благоприятствуют геологические условия Российской Федерации. Возможно расширение номенклатуры удаляемых жидких отходов на действующих полигонах, создание региональных хранилищ (полигонов захоронения), имеются перспективы захоронения токсичных газов.
Однако в некоторых нормативно-правовых документах содержится много противоречий, относящихся к использованию геологических формаций для захоронения отходов, к охране подземных вод. Применяемые термины не имеют четких определений, например понятия «сброс» и «захоронение», «подземный водный объект». Термины «подземное захоронение», «полигон», некоторые другие не отражает сущность технологии размещения и изоляции отходов в недрах и практически не применяется за рубежом. Это приводит к необъективным решениям контролирующих органов по ограничению и даже запретам, к необоснованной критике в прессе и общественными организациями. Необоснованные запреты содержатся и в некоторых нормативных документах (например, Гигиенические требования к проектированию предприятий и установок атомной промышленности СПП ПУАП-03, СанПиН 2.6.1.07-03).
На Заволжском химическом заводе находится в эксплуатации установка по обезвреживанию жидких отходов методом нейтрализации и захоронения их в глубокие, надежно изолированные подземные горизонты. Река Волга, в которую ранее сбрасывались сточные воды. Волга - крупнейшая река Европы, а с середины 50-х годов завод располагается на берегу горьковского водохранилища.
Подлежащие закачке жидкие отходы характеризуются следующими показателями: кислотность в пересчете на Н2SO4 - 15-25 г/л; со­держание минеральных солей (NaCl, КСl, Na2 SO4, Na2SO3 и др.) - 40-50 г/л; ионов тяжелых металлов - 0,3 г/л; сульфокислот нафта­лина, их производных, карбоновых кислот, аминов, красителей, азопигментов и др. - 2,5-3 г/л; ХПК - 13-15 г/л; рН - 1-2. Жид­кие отходы очень агрессивны и быстро разрушают черные металлы, нержавеющие стали, алюминий, медь. Стойкими по отношению к этим стокам являются только титан и стеклопластики на эпоксидной ос­нове.
Схемы закачки жидких отходов делятся на две части. Одна часть, которую можно назвать наземной, включает в себя схему под­готовки отходов к закачке и оборудование высокого давления для закачки их в глубокие подземные горизонты; вторая часть, которую можно назвать подземной, включает в себя скважины, делящиеся на нагнетательные, наблюдательные и контрольные. Глубина скважин более 1000м. Объем закачиваемых отходов более 6500 м3/сут. Закачка производится высокооборотными насосами фирмы Uraco. Проточная часть насоса выполнена из титана, что обеспечивает его коррозионную защиту. Мощность одного насоса 136м3/час. Возможна одновременная закачка двумя насосами. Так как востребована закачка 2000м3/сутки собственных отходов, то свободные мощности около 4500м3.
Особенность скважин заключалась в том, что эксплуатационная колонна в них в рабочей зоне забоя и выше соби­ралась из коррозионностойких труб, что позволяет закачивать в эти скважины кислые промстоки от производственных цехов без их нейтрализации.
Многолетний опыт эксплуатации полигона или установки закачки жидких отходов доказывает безо­пасность метода для окружающей среды. Контроль процесса за­качки осуществляется при помощи образцовых манометров, установ­ленных на арматуре, обвязывающей устья скважин, в точках, фикси­рующих давление в межтрубье и насосно-компрессорных трубах, по которым нагнетаются отходы в поглощающий горизонт. В каждой точке контроля по два манометра и одному самописцу. На нагнетательных скважинах, кроме давлений, фиксируется, при помощи расходомеров, количество закачиваемой жидкости.

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню